После летних каникул

школа 1-е сентября - праздник, который не обходит стороной ни детвору, ни взрослых. Кто-то с бантами и астрами идет проторенной дорогой в школу, кто-то переходит на новый курс в университете, кто-то ведет в школу за руку своего ребенка, а кто-то может наблюдать за этим всем и со стороны. Однако 1-е сентября так или иначе затрагивает каждого.

Первый день осени, день знаний, начало многообещающей поры. Но не каждому школьнику осень видится оптимистично. Для многих это возвращение к графику и расписанию дня, к домашним заданиям, к нудным урокам. Это особенно сложно после летних каникул, но у родителей есть все возможности облегчить ребенку восприятие учебного процесса. Как привить мотивацию к учебе? Как с первого сентября и на последующие девять месяцев увлечь ребенка новыми знаниями?

Готовься к школе еще летом

Мудрые родители организовывают лето своего школьника несколько оригинальным образом. У вас есть три месяца каникул. В большинстве случаев происходит как? С последнего звонка и эдак до последней декады августа ребенок по максимуму наслаждается летом - детские лагери, сон до обеда, игры компьютерные, во дворе и не только. Гуляй - не хочу, сказка, а не жизнь. Во время такого «отрыва» школьнику можно напомнить о чтении, а если очень постараться и о таблице умножения, но это все уходит на второй план в сравнении с летними развлечениями. За это детвора лето и любит. Но в этом и ключевая ошибка родителей.

В чем же суть разумного подхода к детскому летнему досугу? Чтобы после летних каникул возвращение к учебе для ребенка не становилось стрессом. Секрет прост - отдыхать в меру, развлечения перемежевывать легкими нагрузками. С младшего школьного возраста и вплоть до окончания школы психологи рекомендуют родителям не спускать с рук мотивацию и заинтересованность ребенка в познании нового и усвоении выученного. Наступает лето - продолжайте подсовывать ребенку книги и прочие развивающие материалы. Не отменяйте и не изменяйте кардинально распорядок его дня. Это не значит, что лето пройдет мимо, и пока его соседи по двору будут резвиться, ваш ребенок будет эдаким «зазнайкой-почемучкой». Суть в том, чтобы найти баланс между интеллектуальными/физическими нагрузками и развлечениями - и летом в том числе.

Пусть в июне ваш школьник просыпается не в 7, а в 8 утра. Пусть помогает по дому, затем в игровой или развлекательной форме уделит время обучению (почитает, выучит новое правило). Во второй половине дня пусть играет и отдыхает. А вечером делится выученным с родителями, им же во время семейной прогулки или увлекательного уикенда пусть рассказывает, чему научился, что узнал, как провел день.

В июле можно расслабиться несколько больше - путешествуйте или отправьте ребенка в детский лагерь. Пусть учеба, наконец, отойдет на второй план. В то же время от июля можно извлечь свою пользу. Если в начале лета вы не успели сделать уклон в воспитании ребенка на аспект физического развития, то самое время. И прогулки вечером на свежем воздухе, и утренняя зарядка имеют не последнее значение для здоровья ребенка, для его развития и даже формирования настроения, психо-эмоционального состояния:

  • если малыш чересчур активен и непоседа, то вечерняя прогулка расположит его ко сну;
  • гимнастика по утрам наполняет силами на последующий день, бодрит и пробуждает;
  • активный досуг на свежем воздухе успокаивает нервную систему и способствует восстановлению сил.

Но в августе вернитесь к прежнему. Не забывайте о развлечениях, отдыхе, спорте, увлечениях, семейном отдыхе на природе, но в то же время возвращайтесь к стабильному графику, к чтению литературы, занятиям по математике или изучению иностранных слов. Пусть переход от этого распорядка к более насыщенному школьному будет плавным.

Как же поступать после летних каникул?

Такой подход от одного лета к другому нужно реализовывать старательно, и если этим летом вы и ваше чадо расслабились, то запомните советы на следующий год. Но что же делать сейчас, после летних каникул, с приходом сентября? Как уменьшить стресс от необходимости просыпаться рано, сидеть за школьной партой, возвращаться к урокам дома и при этом находить время на любимые развлечения?

  • Распорядок дня. Ребенку школьного возраста требуется 9-10 часов хорошего качественного сна. Для старшеклассников этот диапазон может сдвинуться до 8-9 часов, но менее 8 часов он быть точно не должен. Если в школу просыпаться ребенку нужно в 7 утра, то, разумеется, лечь он должен до 10 вечера. Вот здесь и начинаются трудности. Как вовремя уложить и быстренько разбудить? Придется наладить правильный режим дня. Этим можно заняться с лета, а можно приступить к этому и в сентябре - не можно, так придется. Если ребенок уснет вовремя, то и проснется он с минимальными трудностями, а со временем и вовсе привыкнет к режиму сна и отдыха. Для того чтобы малыш засыпал до 10 вечера, нужно соблюдать простые нюансы - минимум бытовой техники в спальне и никаких компьютерных игр перед сном; отдавайте предпочтение пешей прогулке на свежем воздухе (можно немного позаниматься на стадионе); непосредственно перед сном проведите малышу успокаивающую ванну, с травами или эфирными маслами мяты, лаванды.
  • Важность прогулок. Если приход осени у ребенка будет стойко ассоциироваться с необходимостью сидеть за партой, а между прогулками со сверстниками или семейным отдыхом и учебниками придется выбирать последнее, ничего хорошего от осени малыш ждать не будет. Прогулки на свежем воздухе для детского организма имеют огромное значение. И нужно находить на них время не только летом, но и в любое другое время года. Хотя в течение учебного года ребенок посещает школу, факультативные занятия и кружки, его рабочий день должен быть организован так, чтобы непременно находилось несколько свободных часов на прогулку. Вечером перед сном можно погулять с родителями, а днем после уроков и перед выполнением домашнего задания или факультативом - будет полезно и даже необходимо порезвиться со сверстниками.
  • Идеальное рабочее место. С наступлением учебных будней малыш должен (можно в развлекательном формате) подготовить себе рабочее место. Родители, конечно же, в стороне оставаться не должны. Ничто так не мотивирует к учебе, как наличие правильной рабочей зоны. Удобный стол и кресло, не портящие осанку, правильное освещение с доступом и к дневному свету. Многие родители совершают ошибку, располагая письменный стол в дальнем от окна углу. Так родители стараются оградить школьника от мечтаний, глядя в окно, но и постоянная зубрежка под светом лампы негативно отразится на учебном процессе. Располагайте рабочий стол сбоку у окна,       не прямо перед ним. Сам рабочий уголок оборудуйте удобными полками для канцелярских принадлежностей и книг; пусть он будет красочным и позитивным, привлеките элементы декора. Тот же подход реализуйте, собирая ребенка в школу - веселый, но удобный рюкзак, красочные тетради, разноцветная канцелярия, которую малыш с удовольствием может выбирать сам.
  • В школу как на праздник. Итак, цветастый ранней и тетради с изображением излюбленных героев у малыша есть. Праздничный букет куплен. Как же еще вселить в него ощущение радости в день знаний? Прежде всего, малыш должен понимать, знать и ожидать, что новый учебный год - это увлекательное путешествие в мир знаний. Его начало можно отпраздновать - праздничным столом, посещением парка развлечений, символическим подарком и увлекательными воспоминаниями родителей о школьных годах. Обычно и в школе в первые дни сентября детей не усаживают за парты, а проводят выездные мероприятия (экскурсии, квесты). Такая практика сейчас обретает все большую популярность, но если в школе вашего ребенка она не реализуется, то нечто подобное с ним и его друзьями вы можете провести самостоятельно, при       содействии других родителей.
  • Учеба в удовольствие. Когда первые дни сентября остались позади, а о празднике - лишь воспоминания, самое время получать удовольствие от серых школьных будней. А как сделать их более красочными? Во-первых, мотивируйте школьника своим примером. И в его буднях, и в родительских должно быть минимум слов «надо», «приходится» - просыпаться рано, идти в школу/на работу, делать уроки или готовить ужин. Приучайте малыша, и своим примером в частности, к тому, что любое занятие может приносить удовольствие. Что в школе много интересного, что это встречи с друзьями, что это достижение успехов. Что домашние обязанности, выполненные на пару, объединяют. Раскрывайте таланты вашего школьника и делайте упор на предметы, которые ему действительно интересны. Это не означает, что нужно забыть об остальных, а лишь то, что факультативы и кружки лучше посвятить этой направленности.

Правила и мотивация

После летних каникул школьник как никогда нуждается в правильной мотивации. Если летние развлечения, путешествия и послабленный режим дня были ему в удовольствие, то сентябрь требует соблюдения массы правил. Как правильно мотивировать малыша? Что ему можно спустить с рук, а выполнения каких правил требовать неукоснительно?

школаПравило и необходимость №1 - это просыпаться рано. Об этом мы уже говорили. Да, люди делятся на «жаворонков» и «сов», но есть и элементарная потребность во сне. Если она реализована, если 8-9 часов сна были качественными и своевременными, то и рано утром встать будет проще. Что значит своевременными? Речь о биоритмах. У каждого организма они индивидуальны, но всегда человеческий организм будет чувствовать себя бодрее и более отдохнувшим, если спать именно в темное время суток. В то же время детский организм требует больше отдыха, и зачастую сна в том числе. Учащиеся младших классов могут ощущать острую потребность во сне после обеда, по привычке с расписанием детского сада. От этого юному школьнику придется понемногу отвыкнуть, а чтобы минимизировать контраст, старайтесь не нагружать последующий за обедом час. В это время малыша лучше не укладывать спать, но и за домашнее задание усаживать не стоит. Это время должно отводиться под отдых.

Правило №2 - домашние задания. Их нужно выполнять. Ежедневно. Качественно и старательно. Умственная деятельность с непривычки может утомить еще больше, чем физическая. Тем более, когда все лето школьник бегал и прыгал, а с приходом сентября по 45 минут нужно сидеть за партой, да и дома на улицу не отпустят «пока не выучишь уроки». Родители действительно должны следить за качеством выполнения домашних заданий. Не исключено, что вам самому придется вспомнить школьную программу. К слову, делать уроки «в четыре руки» уместно на начальных этапах, но в короткие сроки от этой практики нужно отойти. Можно заняться правописанием или чтением с перво-, второклассником, но когда более взрослые школьники ждут вечера и не делают уроки без родителей, это ненормально. Детские психологи рекомендуют выстроить домашние занятия по школьной программе таким образом, чтобы родители по возвращению домой с работы лишь проверяли выполненные уроки, а не принимались их делать вместо или вместе с ребенком. Идеальное время для выполнения домашнего задания - спустя час-второй после обеда. До того малыш может погулять, отдохнуть. После того может прийти время факультатива или семейного досуга. Плохо, когда выполнение ДЗ затягивается на всю вторую половину дня. Причину нужно искать либо в усвоении материала школьником, либо в организации его учебного процесса, либо в сложности школьной нагрузки. Решается проблема путем общения с самим ребенком, вероятно помощью ему, также не лишним будет обсудить проблему с классным руководителем или школьным психологом.

Развлечения по правилам. Звучит грозно, но цель - благородна. В родительских возможностях так организовать досуг школьника, чтобы он приносил ему и пользу, и удовольствие. Если вы думаете, что вопрос как развлекаться, должен самостоятельно решать 7-10-летний малыш, вы заблуждаетесь. С первых классов уделяйте внимание тому, чем занимается ваш ребенок в свободное от работы время. И компьютер, и двор могут быть источником как пользы, так и вреда. Главное, вовремя среагировать и предотвратить увлечение ребенка компьютерными играми, не всегда уместными социальными сетями, то же касается порой неблагополучных компаний во дворе. Решение проблемы кроется в организации досуга - обсудите с ребенком, на какой бы кружок ему было бы интересно ходить, объясните, что это отличная возможность как для новых знакомств, так и для новых увлечений. Опять же своим примером покажите, как важно быть разносторонне развитым, как много интересных игр, а после и увлечений, кроме компьютера. Прививайте любовь к спорту.

Что касается мотивации к обучению. Чего только не делают порой родители - и подарки за «пятерки» дарят, и деньгами платят, и за «двойки» не отпускают на улицу, и воспитательные лекции на тему «А вот я в твоем возрасте…» проводят. Очень часто без толку. Многочисленные исследования детских психологов показали, что заинтересованы школьники в обучении, когда ощущают близость значимых результатов, когда это путь к уважению среди сверстников, когда чувствуют практическую полезность знаний, когда каждый год в школе делает их более умным, а значит, и «более взрослым». Авторитет школьника среди ровесников - очень хрупкий и часто не стабильно достигающийся показатель. Как раз встречи с друзьями, новых достижений и новых совместных приключений школьники после летних каникул ждут больше, чем выученного правила или прочитанного романа. Обучение - лишь инструмент на пути к завоеванию авторитета и достижению успехов. На этом и должны сыграть опытные родители. Мотивировать школьника к обучению можно, показав как в разговоре оперировать полученными знаниями. Заинтересовать физикой, химией или ботаникой можно, посетив с ребенком специальные выставки, «детские лаборатории», да и запросто вырастив кристалл или прорастив зерно дома - показывайте, как это работает в жизни, а не остается на страницах учебников. То же самое касается любой школьной темы по любому предмету - если у малыша появится и сохранится интерес к изучаемому, учеба будет происходить намного проще, чем «из-под палки».

Значение спорта и питания

Здоровый образ жизни, уважение к спорту, сбалансированный рацион питания - все это в основе успешной учебы. Такой подход формирует не только нормальное здоровье, но и все физиологические предпосылки для активной умственной деятельности.

Что касается интереса к спорту. Его нужно прививать малышу с ранних лет. Подавать собственный позитивный пример. Это касается и утренней гимнастики - она основа основ. Занятия ею самое время начать во время летних каникул, но и по их завершению не лишним будет продолжить. Когда вы просыпаетесь ранним утром, то именно гимнастика способна пробудить организм, взбодрить его и настроить на рабочий лад. Это отличная возможность активизировать обменные процессы, ускорить кровообращение, размять опорно-двигательный аппарат.

Кроме того, после летних каникул самое время записать ребенка в спортивную секцию, танцевальный кружок - на любой активный факультатив, чтобы и свободное время он не проводил в статических позах. Когда полдня ребенок проводит в школе, когда необходима усидчивость для выполнения домашних заданий, то детскую энергию все равно придется выплеснуть. Это правильно. Это необходимо. Это полезно для здоровья. Обсудите со своим малышом, какая бы секция была для него более интересной - танцы, борьба, футбол, командные игры или спорт, где каждый сам за себя. Присматривайтесь к его наклонностям, прислушивайтесь к рассказам о школьных друзьях и их увлечениях, на основании этого делайте выбор.

Что касается рациона питания. Совсем немаловажный вопрос, который предстоит решить родителям после летних каникул. Если в жаркую пору года, когда распорядок дня максимально зависел от вас, а на столе появлялись свежие фрукты/овощи, рацион питания вызывал мало сомнений, то с приходом осени ситуация изменилась. Сейчас предстоит согласовать ранний завтрак, ланч, а иногда и обед в школе, затем еду дома и семейный ужин. Питание школьника должно быть сытным, разнообразным, витаминизированным и питательным, а иногда и интересно обыгранным, привлекательно выглядящим (это больше касается совсем маленьких). Школьные обеды не всегда привлекают детвору, родители должны учитывать и это.

Позаботьтесь о том, чтобы ближе к полудню у вашего ребенка было чем перекусить. Идеальный вариант - это бутерброды-«ссобойки», где гармонично сочетаются цельные злаки с ломтем мяса или рыбы, дольками овощей, листом салата, растительным маслом или пряной подливкой.

Относительно завтрака, то он непременно должен быть. Отпускать ребенка в школу голодным, не самое верное решение, даже если аппетит у него с раннего утра отсутствует. Как минимум угостите ребенка домашним йогуртом или бананом, а лучше - овсяной кашей, парным омлетом, фруктовым салатом с молочной заправкой и т.п.

Следите за тем, чтобы в ежедневном рационе присутствовали свежие фрукты и овощи (источник витаминов), злаковые кашки и цельнозерновой хлеб (источник клетчатки), мясо/яйца/творог или другие источники белка, морская рыба/орехи/натуральные растительные масла (источники полезных жирных кислот для подзарядки мозга). Ребенку нельзя совсем запретить сладости - во-первых, черный шоколад полезен для работы мозга, во-вторых, умеренное количество конфет и десертов могут быть отличным стимулом для поднятия настроения. Дабы ограничить количество в рационе не самых полезных шоколадных батончиков, кремовых десертов, печенья, сдобы, переключите интерес ребенка на зефир, пастилу, сухофрукты и натуральный мармелад. А от чего наверняка придется отказаться (если за лето вдруг успели привыкнуть), так это чипсы, соленые орешки, сухарики и прочие снеки, разнообразный фаст-фуд - ничего полезного они маленькому организму не принесут.

Отдельного внимания заслуживает питьевой режим ребенка. Собирая его в школу, экипируйте бутылочкой питьевой воды, натурального морса, вкусного лимонада или сладкого чая. Недостаток жидкости способен быстро отразиться на самочувствии и спровоцировать упадок сил.





Также в разделе: Школа и учеба:
  » Как выбрать спортивную секцию для ребенка?
  » Как пережить экзамен?
  » Стрессовые ситуации в школе
  » Нарушения осанки у детей
  » Нарушения обучения у ребенка
  » Готовимся в колледж
  » Алкоголь на выпускном: как избежать последствий?
  » Как с легкостью выучить экзаменационный материал?
  » Как преодолеть волнение первых школьных дней?
  » Как сделать ребенка умнее