Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Мультфильмы и книги

Книги и мультфильмы имеют сходный принцип действия на ребенка. Они помогают ребенку пережить какие-то важные моменты его реальной жизни. Каждый рассказ поднимает в подсознании ребенка определенную проблему, которая может быть тревожной для него. Например, читая необходимые сказки, родители могут привести ребенка к выходу из трудной ситуации. Дети, слушая их, будут отождествлять себя с героями и переживать вместе с ними все события, описываемые в книге. То же самое происходит при просмотре мультфильмов. Иногда это помогает разрешить внутренние противоречия и устранить психологические страхи и тревоги. В другой сказке ребенок может найти решение своих трудностей в общении.

Если вы хотите помочь ребенку решить какие-либо его проблемы, то очень важно правильно преподнести сказку. Сначала родители ее читают, а потом должно последовать обсуждение событий, описанных в книге, причем ребенок не должен бояться высказать свое истинное мнение о них. После объяснения важных моментов сказки родители могут обыграть вместе с ребенком ситуацию, и он интуитивно выберет для себя нужную роль, которая и приведет к решению внутренней психологической проблемы.

Нельзя диктовать родителям, какие книги можно читать, какие нельзя, какие мультфильмы смотреть, какие нет. Ведь никто не знает лучше их ребенка, чем они сами. Но можно дать некоторые рекомендации.

К вопросу о выборе книг. В возрасте 4-5 лет внимание ребенка еще неустойчиво, он не может долго сосредоточиваться на чем-либо. Поэтому выбирайте такие книжки, в которых много картинок, а текст простой и доступный. Вы должны быть уверены, что у малыша сохранится интерес к сказке или рассказу до конца повествования. На многих книжках есть пометки, для какого возраста они предназначены.

Еще дети очень любят стихи. Ритмичное чередование слов, рифмы увлекают ребенка. Он с удовольствием повторяет за вами знакомые строчки, может продолжить начатое вами стихотворение.

Существует множество замечательных детских авторов, произведения которых ориентированы на детей, написаны простым языком, в которых затронуты темы, близкие и понятные детям. Нельзя забывать и о народном творчестве, в котором собрана вся мудрость и опыт наших предков. На этих сказках выросло не одно поколение, значит, они заслуживают внимания.

Что и когда читать, решайте сами. Одним детям можно читать перед сном. Своеобразный ежевечерний ритуал действует успокаивающе и настраивает на сон. Выбирайте сказки, которые ребенок знает и любит. Читайте их спокойным, негромким голосом, как бы убаюкивая: "В некотором царстве, в некотором государстве..."

Если вы хотите, чтобы чтение было не только развлечением, но и инструментом развития ребенка, то читайте днем и побуждайте его принимать участие в обсуждении прочитанного. Спросите, кто из героев ребенку нравится и почему. Предложите придумать свою сказку с теми же героями. Поиграйте в игру "А что было бы, если бы..." (дед сам вытащил репку; мышка хвостиком вильнула, а яичко все равно не разбилось; Баба-Яга стала доброй и т. д.). Дети очень любят всякие небылицы и перепутаницы. Эти произведения устного народного творчества развивают и мышление, и чувство юмора. Прочтите ребенку перепутаницу и предложите все расставить по местам. Читая рассказы и сказки, акцентируйте внимание на важных моментах, высказывайте свое отношение. Спрашивайте мнение ребенка о том кого ему жалко, кто поступил плохо, а кто хорошо, кто больше понравился. Такие обсуждения хорошо развивают активную речь ребенка, обогащают его словарный запас, способствуют установлению доверительных отношений между родителями и детьми.

Мультфильмы по сравнению с книгами более просты для восприятия. Во время чтения ребенок должен включать воображение, чтобы представить себе героев и весь сюжет, а при демонстрации мультфильма он получает готовую картинку. Мультфильмы и фильмы вызывают больше эмоций. Именно поэтому легковозбудимым детям не рекомендуется смотреть телевизор слишком долго. Их нервная система перегружается, они быстро утомляются, становятся плаксивыми и капризными.

Подбирая мультфильмы, ориентируйтесь на возраст ребенка, степень развитости, а также темперамент. Мультфильмы должны не только раз­влекать, но и нести определенную смысловую нагрузку, чему-то учить. Ребенок должен в игровой форме усваивать понятия добра и зла, узнавать, что такое настоящая дружба. У него должно формироваться негативное отношение к лености, жадности, жестокости. Он должен научиться сопереживать.

Нельзя позволять ребенку смотреть подряд все, что показывают по телевизору. Многие мультфильмы рассчитаны на детей более старшего возраста, могут содержать сцены насилия. Старайтесь ограждать ребенка от просмотра подобных мультфильмов. Лучше всего, если вы выберете то, что подходит именно вашему ребенку, на DVD-дисках и будет включать тогда, когда посчитаете нужным. Обсуждайте увиденное с ребенком, просите высказать отношение к героям.

Некоторые родители задумываются над тем, выбрать отечественный мультфильм или зарубежный. По большому счету это не принципиально. Главное, чтобы он был интересным, полезным и нравился ребенку. Многие уверены, что отечественные мультфильмы добрее, эмоциональнее, ближе ребенку. Зарубежные мультфильмы в этом отношении уступают, но выигрывают по зрелищности. В идеале лучше всего чередовать те и другие.

В заключение хочется сказать, что легче всего включить ребенку мультфильм и заняться своими делами. Но нельзя допускать, чтобы так было всегда. Находите время для совместного просмотра, а также для чтения. Очень хорошо, когда ребенок сначала слушает сказку, а потом видит ее на экране. Это развивает память, мышление, т. е. все то, что понадобится при подготовке к школе. Развивается и эмоциональная сфера ребенка. Он учится быть заботливым, отзывчивым, трудолюбивым, добрым. Никакие нотации не заменят воспитательной силы книг и мультфильмов, если они подобраны с умом  и целенаправленно.Художественные фильмы сложны для восприятия ребенка в возрасте 4-5 лет. Лучше выбирать сказки или короткометражные фильмы.

Не рекомендуется смотреть фильмы в кинотеатре. Ребенок все равно не сможет высидеть весь сеанс и начнет капризничать. Наилучший вари­ант - запись на DVD. Такой фильм можно смотреть частями. Перед началом просмотра следующей части попробуйте вместе вспомнить тот кусочек, который посмотрели ранее. Так вы и память ребенка разовьете, и сможете просмотреть весь фильм с интересом. Следите за тем, как ребенок смотрит фильм. Если налицо утомление, рассеянность, потеря интереса, нужно прекратить просмотр и переключиться на другую деятельность. В процессе просмотра удерживайте интерес и внимание ребенка, обсуждая с ним ход сюжета, главных героев.

Детям со слабым темпераментом фильмы лучше не смотреть - они быстро утомляются. Вообще ориентируйтесь на своего ребенка. Если он с интересом смотрит фильм, то нет причин не позволять ему это делать. Следите лишь за временем, проведенным ребенком у телевизора, оно не должно превышать 2 ч в день.