Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Этапы развития ребенка до 3 лет

Дети обычно развиваются от одного этапа развития к другому. Тем не менее, каждый ребенок развивается по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например, языковом, и отставать в другом, например, в сенсорном и двигательном развитии.

Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, сенсорное и двигательное развитие.

Физическое развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Набирают в весе около 2 кг и вырастают примерно на 7 см в сравнении с двухлетним возрастом.
  • Выглядят худее, потому что их детские животики пропадают.
  • У них уже есть все зубы.
  • Выросли примерно на половину от своего максимально возможного роста в дошкольном возрасте (обычно в 2,5 года).

Нижеприведенные таблицы показывают приблизительное процентильное соотношение при нормальном весе и росте.

Примечание:

Процентильное соотношение показывает количество детей, у которых показатели ниже или выше приведенных цифр. Например, если процентильный показатель веса и роста составляет 10, то это означает, что 10% всех детей весят меньше и их рост тоже меньше, приведенного показателя; если ребенок попадает в процентильный показатель веса и роста 90, то это означает, что 90% детей ниже и весят меньше в сравнении с приведенными цифрами, а 10% детей – выше и весят больше.

 

Таблица роста, 3 года

Процентильное соотношение 10

Процентильное соотношение 90

Девочки: вес

11,7 кг

15,9 кг

Девочки: рост

85,5 см

97,5 см

Мальчики: вес

12,7 кг

17,2 кг

Мальчики: рост

88,75 см

98,75 см

Мышление и аргументирование (когнитивное развитие)

Большинство детей к 3 годам:

  • Знают свое имя, возраст и пол.
  • Выполняют двухуровневые или трехуровневые инструкции, например, «возьми свою куклу и положи ее на кровать рядом с мишкой».
  • Понимают концепцию «два», например, дети понимают разницу между 1 и двумя печеньями. Тем не менее, пока еще дети не могут понять концепцию больших чисел.
  • Запоминают последовательность цифр, а не считают на самом деле. Тоже самое касается и алфавита; ребенок может запомнить последовательность букв, но не сможет отличить написанные буквы друг от друга. Тем не менее, некоторые дети трехлетнего возраста показывают необычайные способности к изучению чисел, счета и алфавита.
  • Любят играть с пазлами, состоящими из 3-4 частей. Большинство детей могут сортировать объекты по цвету и по форме.
  • Обладают богатой фантазией. Например, дети могут представлять, что их мягкие игрушки разговаривают и играют с ними.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Испытывают широкий спектр эмоций.
  • Легко отделяются от своих родителей.
  • Открыто демонстрируют свою привязанность. Они могут спонтанно проявлять свою привязанность к друзьям по играм.
  • Понимают концепции «мое» и «твое». У них могут возникать проблемы при разделе игрушек или когда они играют с другими детьми.
  • Могут определить человека как мальчика или девочку. Тем не менее, они все еще не понимают разницу полов.
  • Многих детей интересует туалет; дети учатся ходить в туалет самостоятельно.

Языковое развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Быстро учат новые слова. Узнают и могут назвать окружающие их предметы.
  • Используют множественное число, например, «книги» для описания нескольких книг. Большинство детей к 3 годам также используют местоимения (я, ты, меня, мы, они) и используют законченные предложения из 4-5 слов. Незнакомцы понимают большую часть сказанного ребенком.
  • Часто спрашивает «почему» и «что».
  • Понимают большую часть сказанного в их адрес.
  • Еще не способны описать все свои чувства словами.

Сенсорное и двигательное развитие

Большинство детей к 3 годам:

  • Развивают движения, основывающиеся на широких мышцах (широкая моторика). Обычно к таким навыкам относят:
    • Бег.
    • Умение карабкаться. Большинство детей переставляют ноги, когда поднимаются или спускаются по ступенькам.
    • Прыгают на месте.
    • Ездят на трехколесном велосипеде.
    • Ударяют по мячу.
    • С легкостью кувыркаются.
  • Развивают более точную координацию, основанную на работе маленьких мускулов: движения рук и пальцев (тонкая моторика). К таким навыкам относят:
    • Круговые движения пальцами.
    • Использование чашки, вилки и ложки.
    • Умение самостоятельно одеваться, хотя ребенку все еще необходима помощь при застегивании пуговиц, молний и кнопок.
    • Умение переворачивать страницы в книге.
    • Построение пирамидки из 6 кубиков.
    • Умение держать ручку или карандаш большим и указательным пальцем.
    • Умение открывать и закрывать крышки.