Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья
Авторизация

Блоги





Блог: Евгений Васичкин

Евгений Васичкин

Научная психология


Христианство и психология


06.08.2011, просмотров: 3516

;Взаимоотношения христианства и психологии многоплановы и не могут быть исчерпаны рамками мировоззренческого противостояния религии и науки, всё ещё муссируемого в современной западной философии. Тем не менее, эти взаимоотношения можно рассматривать в обоих аспектах сравнения мировоззренческих парадигм: как внутреннем, предметном, так и внешнем, общекультурном.

Говоря о предмете психологии, профессионалы обычно употребляют расплывчатые формулировки, как-то: "комплекс психических явлений" или "совокупность психических процессов". В то же время любой человек с улицы, не задумываясь, ответит нам, что психология занимается душой.

То есть хотя бы смутные представления о целостном центре психических явлений и процессов до сих пор присутствуют в сознании людей постхристианской эпохи, ведь именно эти представления формировались христианской идеологией на протяжении 15 веков. Конечно, "душа" для современного человека - понятие не из области рационалистической богословской догматики, но вместе с тем оно несводимо и к его материалистической научной трактовке. На уровне обыденного сознания родственным по отношению к этому пониманию является понятие "личности", а значит, здесь остаётся незыблемым специфически христианский атрибут души - индивидуальность.

Однако индивидуальное бессмертие, скорее всего, не было чисто христианским изобретением. Ещё в мифологии Древнего Египта, не говоря о вообще неизвестных нам древнейших цивилизациях, богиня истины Маат клала сердце умершего на чашу весов, где на противовесе лежало перо, и если сердце оказывалось тяжелее, его пожирала богиня Аммат, лишая грешника всякой надежды на будущее воскрешение тела. Парадоксально, но индивидуальность души определяется телом, хотя главной задачей христианской идеологии стало преодоление дохристианских синкретических, языческих представлений о человеке и мире. Именно отсюда возникает понятие "внутреннего мира", противопоставляемого внешнему, а также внутреннего человека, внутреннего слова и т.д. Внутренний, сокровенный, невидимый мир лишён пространственности и протяжённости, его мерилом является время. Само берущее начало в вечности, время является индикатором души, без соотношения "время вечность" её в принципе невозможно обнаружить. Эту идею первым высказал один из отцов церкви Августин Аврелий на рубеже IV-Vвеков нашей эры: "В тебе, душа моя, измеряю я время... Впечатление от проходящего мимо остаётся в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило".

Такое бескомпромиссное разделение внешнего и внутреннего, тела и души, создало логическую проблему их соединения. И языческому мировоззрению в целом, и каждому вменяемому индивидууму в частности очевидно, что между внутренним и внешним нет той пропасти раскола, которой грезили христиане. Для греков душа и тело гармонично сосуществовали, образуя единство и единственность, уникальность человека. Тело овеществляло душу материей внешних впечатлений, душа определяла и оформляла действия тела при помощи эмоций, воли и, главное, разума. Христианские мыслители раннего Средневековья основывались на принципах, аналогичных идеям платоновской философии, но уже истолкованных неоплатониками в духе своего времени, эпохи эллинизма: троичная структура души была спроецирована на космос и выстроена иерархически, наподобие государственной, имперской системы. В неоплатонизме душа отделена на своей ступени мировой иерархии как от всего материального, находящегося внизу, так и от вышестоящего разума. Таким образом, христианство противопоставляло духовное телесному, с одной стороны, и интеллектуальному - с другой. И если первое противопоставление нивелировалось благодаря парадигмеadecvatio,соответствия, то для второго, сразу превратившегося в проблему противоборства веры и разума, уже в эпоху высокого Средневековья была специально изобретена теория двойственной истины.

Подчёркнутая обособленность внутреннего мира души необходима ввиду ещё одной революционной инновации христианства - абсолютной свободы. Если в дохристианские времена, даже у свободолюбивых греков с их демократией, свобода выступала в роли некой условности, договорённости, результата длительной эволюции человеческих отношений, то в христианстве свобода - главный атрибут души. Свобода невозможна в тварном мире, ограниченном тленной материей, её несовершенством и стремлением к саморазрушению. Свобода не терпит никаких ограничений, потому что находится у Бога, который безграничен и абсолютен. Проявления свободы вовне - результат внутреннего освобождения души, её торжества над телом, частичного или полного умерщвления плоти. Именно христианская аскеза разделяет внешнее и внутреннее, отдавая Богу Богово, а кесарю кесарево. Так структура души дополняется новым элементом - духовностью, которая, будучи выше разума, максимально отстранена от тела и даже находится в полярной противоположности к последнему. Смерть тела манифестирует жизнь души, а значит, приносит христианину долгожданную свободу духовного мира. Освобождение и очищение становятся доминантами христианского образа жизни и образа мысли.

В свою очередь, очищение связано с идеей греха, также в дохристианские времена не имевшей особо чёткого, специфического смысла. Грех был просто нарушением запретов, табу, норм, правил и соответственно карался социумом по всей строгости, но внешним образом. Христианское понимание греха усложняет данный феномен и утончает ту грань, которая разделяет должное и недолжное. Истинный судья - не социум, а Бог, поэтому и наказание за преступление превращается из формальной процедуры в процесс поиска и обретения истины, себя и Бога, являясь как бы репетицией грядущего Страшного Суда. Завышенная планка требований к своему поведению у христианина обусловлена интровертностью идеи греха, где внешняя кара уже не имеет особого значения. Личность судит себя самостоятельно, опираясь на прецедент идеального поведения другой личности - богочеловека Иисуса Христа, по сравнению с которым любой человеческий поступок несовершенен. Христианство по сути своей асоциально: оно отбирает у социума его главную, регулирующую роль и ставит человека выше общества, предоставляя ему право самому выбирать путь и отвечать за грехи перед своей совестью.

Таким образом, христианство сформировало особую ментальность, основанную на идеях индивидуальности, свободы и гуманизма. Развитие средневекового понятия "внутреннего мира" дало толчок к появлению "Я-концепции" в эпоху Возрождения, до сих пор остающейся парадигмой наших представлений о себе. Психология как наука заполнила вакуум секуляризованного, атеистического и материалистического взгляда Просвещения на духовную сущность человека, в те времена вообще считавшегося природной машиной. Оставив физиологии и медицине изучение внешней оболочки - тела, психология занялась внутренним содержанием, незаметно унаследовав религиозные стандарты и методы в отношении своего предмета. Во-первых, главная задача практической психологии - решать проблемы личности - мало чем отличается от христианской миссии спасения души, т.е. так или иначе в обоих случаях посылом является стремление освободить человека от груза ошибок за счёт переосмысления пройденного пути и совершённых поступков. Во вторых, сама потребность в консультации психолога возникает лишь при определённой интроспекции, когда человеку недостаточно лишь внешней, зеркальной, оценки этих поступков социумом, а также важно понимание себя и стремление к самосовершенствованию. Изменение и рост присущи внутреннему миру в отличие от внешнего, где всё возвращается на круги своя и количество материи сохраняется неизменным.

В третьих, многие психологические проблемы зачастую имеют христианские корни, становясь расплатой за индивидуальность. Например, поиски смысла жизни как продолжение темы

теодицеи, оправдания Бога за зло, творящееся в сотворенном им мире, - подобного рода сомнения нехарактерны для нехристианских культур. Или феномен любви, напротив, встречающийся во всех человеческих культурах, в христианстве получил новую интерпретацию, связанную с идеализацией объекта любви, с одной стороны, а с другой - подразумевающую непрерывный диалог душ. Такое восприятие психологии любовных переживаний основано на христианском концептеamourDei,божественной любви, дарованной человеку авансом, милостью божьей, и по огромности своей aprioriявляющейся безответной. Стремясь соответствовать, быть достойным благодати, человек всё равно не способен достичь полноты ответного чувства, так что любовь как восхождение души к Богу становится бесконечной во времени и при этом ни в одну минуту христианин не может быть уверен в том, что действительно любит. "Но если любовь к Господу нашему "сильна как смерть", она также убивает человека в духовном смысле и по-своему разлучает душу с телом. Но происходит это тогда, когда человек всецело отказывается от себя, освобождается от своего "я" и таким образом разлучается сам с собой".

Подобные метаморфозы в христианстве претерпевают и другие человеческие чувства и понятия: дружба и вражда, честь и подлость, месть и прощение. Противоположности заостряются и абсолютизируются, между ними исчезают переходы. Христианский взгляд на мир дискретен, его оценки разрывают континуум событий и вызванных ими эмоций, но, прежде всего бескомпромиссен взгляд человека на самого себя. Другие, родственные христианству мировые религии, как- то: иудаизм и ислам - напротив, перенаправляют нетерпимость вовне и более снисходительны к человеческим слабостям своих адептов. Мусульманину, в частности, разрешено даже клятвопреступление, если в противном случае существует опасность для его жизни со стороны врагов веры. Возможно, поэтому ни буддисту, ни мусульманину, ни приверженцу Буду, ни представителю неевропейской культуры вообще психолог и психоаналитик, по большому счёту, не нужны. Само появление феномена психологии как попытки изучения внутреннего мира обусловлено развитием представлений о человеке в европейской цивилизации, начиная с античности и включая значительный по времени и познавательному вкладу период Средних веков. Смена религиозной картины мира научной не внесла кардинальных перемен в эту область знания, сделав психологию если не субстратом христианства, то, по крайней мере, передав ей некоторые мировоззренческие функции последнего



 

Добавить комментарий


Имя: *
E-mail:
Комментарий: *
высылать уведомление об ответах на E-mail.