Ароматерапия с позиций Аюрведы
Аюрведа: наука жизни
История и философия аюрведы
Пять элементов
Три доши
Соотношение дош
Влияние климатических условий
Стадии жизни
Суточный цикл в аюрведе
Индивидуальное соотношение дош и типы конституции
Вата-тип
Питта-тип
Капха-тип
Семь смешанных типов
Пульс, общий характер пульса
Вкус жизни
Формы дош
Пять форм питты
Симптомы дисбаланса отдельных форм дош
Общие принцыпи и равновесия дош
Диетические предписания для устранения дисбаланса
Токсины болезни
Ароматерапия и эфирные масла
Аюрведическая химия
Энергетические свойства эфирных масел
Функциональные группы химических веществ
Ароматерапия и коррекция дисбаланса дош
Ватогенная недостаточность
Масла при расстройствах ваты обоих типов кожи
Эфирные масла при дисбалансе питты
Эфирные масла при дисбалансе капхи
Применение эфирных масел. Аюрведическое смешивание
Масла-носители
Личная гигиена
Ингаляция
Компрессы
Уход за зубами
Уход за кожей
Мази с эфирными маслами
Уход за волосами
Ароматизация помещения
Афродизиаки - эротические стимуляторы
Лекарственное масло ГИ
Аюрведа для будущей матери
Уход за телом во время беременности
Послеродовой период
Менопауза
Восстановление здоровья - аллергия
Лечение артрита
Респираторные вирусные заболевания
Герпес (губной и генитальный)
Инфекционные заболевания почек и мочевого пузыря
Желудочно-кишечные заболевания. Проблемы с желудком
Эфирные масла и эндокринные железы
Сознание, чувства и дух
Индийский массаж и Марма-терапия
Массажные масла для восстановления равновесия дош
Типы массажной техники
Мармы и эфирные масла
В помощь путешественникам
Аура, чакры и эфирные масла
Чакры и эфирные масла
Драгоценные камни и эфирные масла
Эфирнеы масла и панчакарма. Сезонная «уборка»
Широдхара
Тарпана
Расаяна
Редкие эфирные масла - Аджаван
Алойное дерево
Алоэ-мускусная смесь
Брами
Бессмертник
Бархатцы
Водоросли морские
Девясил
Джатамамси (аралия индийская)
Дхавана
Дягиль
Жимолость (Канчамара)
Зверобой
Ирис
Кассия
Лотос
Магнолия
Могра
Мускус (растительный)
Панданус ароматнейший
Стиракс
Сыть
Танжерин
Трифолия
Тубероза
Тысячелистник
Ферула (Гальбан)
Фиалка (экстракт листьев)
Хмель
Хна
Чабер
Чампа
Шамама
Шафран
Эверния
Эстрагон
Янтарное масло
Словарь терминов
 

Гид по разделу:

1 Обзор и факты
2 Эфирные масла
3 Ароматерапия для мам
4 Аромамассаж
5 Арома-косметика

Связанные материалы
Акупрессура
Аромаэротика - алхимия любви
Ароматерапия с позиций Аюрведы



Три доши

Пять элементов, принятые в системе аюрведической философии, образуют в попарных сочетаниях три динамические силы - три формы взаимодействия, именуемые дошами. «Доша» в переводе с санскрита означает «то, что меняется. И действительно, доши находятся в постоянном движении, поддерживая между собой динамическое равновесие. Доши - это основополагающие жизненные силы, или биологические «соки». Они присущи только живым существам, состоящим из органической материи. И без их движения жизнь была бы невозможна.

Вата - это сила, состоящая из элементов эфира и воздуха. От пропорций этих двух элементов зависит активность ваты: объемом эфира (пространства) определяется способность воздуха набирать силу. Вата - это принцип движения, принцип динамического взаимодействия эфира и воздуха. В человеческом организме она проявляется в движении нервных импульсов, воздуха, крови, пищи, отходов и мыслей.

Вате присущи семь качеств: холодность, легкость, непостоянство, подвижность, сухость, разреженность и шероховатость. Эти качества определяют ее влияние на тело. Избыток ваты может вызывать нервное раздражение, повышенное артериальное давление, скопление газов в кишечнике, а также путаницу в мыслях и замешательство. Недостаток ваты ведет к гибели нервных клеток, запорам и застойным явлениям, а также порождает беспечность и неосмотрительность.

Когда движение воздуха не сдерживается никакими преградами (как, например, над поверхностью открытого моря), ветер может набирать огромную силу, и так возникают ураганы, скорость которых порой превышает 240 км/ч. А в закрытом пространстве воздух, напротив, не может двигаться и становится затхлым.

Питта - это сила, возникающая благодаря динамическому взаимодействию воды и огня. И вода, и огонь символизируют трансформацию, в чем и заключается сходство между двумя этими силами, на первый взгляд, во всем друг другу противоположными. Правда, превращаться друг в друга они не могут. Но зато огонь и вода способны видоизменять друг друга и не обходятся один без другого ни в одном из биологических процессов.

Питта - это принцип трансформации. На физическом уровне она проявляется в форме ферментов, обеспечивающих пищеварение, и гормонов, регулирующих процессы метаболизма. На психическом уровне питта - это трансформация электрохимических импульсов в конкретные мысли. Избыток питты   может   вызывать    язвенную    болезнь,   гормональные расстройства, раздражение кожи (угревую сыпь) и бурные эмоции (гнев). Недостаток питты  ведет к несварению,  затрудняет мыслительные процессы и замедляет метаболизм.

Питта обладает восемью качествами, которыми и определяется ее воздействие на организм. Она горячая, легкая, текучая, тонкая, резкая, дурно пахнущая, мягкая и прозрачная.

Если мы поставим воду кипятиться на слишком сильный огонь, вода выкипит, а сосуд сгорит. Если же мы нальем в сосуд слишком много воды, она выплеснется и зальет огонь.

Капха - это равновесие воды и земли. Она представляет принципы структуры и смазывания, что ясно из базовых характеристик двух этих элементов. На одном уровне капха - это клетки, из которых состоят ткани нашего тела, а на другом - жидкости, обеспечивающие питание и сохранность этих клеток.

В соответствии с аюрведическим законом причины и следствия, избыток капхи ведет к скоплению слизи в носовых пазухах, в полости   носа, в легких и толстой кишке, а в сфере психики порождает упрямство, зашоренность и неуступчивость. Недостаток капхи вызывает сухость в дыхательных путях, изжогу (в связи с недостатком слизи, защищающей стенки желудочно-кишечного тракта от разрушительного действия кислоты желудочного сока) и неспособность к сосредоточению.   Капхе присущи следующие качества: жирность, холодность, тяжесть, стабильность, плотность и гладкость.

Если бросить в сосуд с водой пригоршню песка, две эти субстанции не смешаются друг с другом: песок осядет на дно сосуда. Добиться равномерного распространения песка в воде можно будет только постоянным помешиванием. Капха подобна такому помешиванию, обеспечивающему равновесие.