ВИЧ/СПИД и трудовое законодательство Украины

В современных условиях политика в отношении ВИЧ/СПИДа в сфере труда должна строится, прежде всего, с учетом требований ряда конвенций Международной организации труда (МОТ)

В соответствии с Практическим пособием МОТ «ВИЧ/ПСИД и сфера труда», к числу этих конвенций, в частности, принадлежат:

  • Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий (ратифицирована Украиной 4.08.1961);
  • Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (ратифицирована Украиной 6.03.2003);
  • Конвенция № 158 о прекращении трудовых отношений (ратифицирована Украиной 16.05.1994);
  • Конвенция № 98 о применении принципов права в организации и ведении коллективных переговоров (ратифицирована Украиной 14.09.1956);
  • Конвенция № 154 о коллективных переговорах (ратифицирована Украиной 16.05.1994);
  • Конвенция № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной сферы;
  • Конвенция № 161 о службах гигиены труда;
  • Конвенция № 121 о помощи в случаях с производственного травматизма;
  • Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения;
  • Конвенция № 149 о сестринском персонале (ратифицирована Украиной 05.03.1979);
  • Конвенция № 97 о работниках-мигрантах (пересмотренная);
  • Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равных возможностей и равного отношения;
  • Конвенция № 175 о труде на условиях неполного рабочего времени;
  • Конвенция № 182 о наихудших формах детского труда (ратифицирована Украиной 14.12.2000).

Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом отображены в этих актах международные принципы политики относительно ВИЧ/СПИДа в сфере труда, следует проанализировать содержание указанных ниже нормативно-правовых актов.

Прежде всего, в ст. 2-1 Кодекса законов о труде Украины указано, что Украина обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, местожительства и других обстоятельств.

Ст. 5-1 гарантирует трудоспособным гражданам свободный выбор вида деятельности и правовую защиту от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного увольнения, а также содействие в охране труда.

В соответствии со ст. 22 запрещается необоснованный отказ в принятии на работу.

В ст. 24, ч.2 указано, что в случаях, предусмотренных законодательством Украины, при заключении трудового договора, гражданин обязан подать документ о состоянии здоровья, а соответственно ч. 6 этой статьи – запрещается заключение трудового договора с гражданином, которому по медицинским показаниям предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья.

Ст. 25 запрещено при заключении трудового договора требовать от лиц, поступающих на работу, документы, предоставление которых не предусмотрено законодательством.

Работодатель ни в коем случае не имеет права требовать от лиц, подавших заявление о принятии на работу, и от работников предоставления, среди прочего, тех личных сведений о состоянии здоровья, которые не предусмотрены законодательством. Это требование, описанное в ст.25, касается, в том числе, и личных сведений относительно ВИЧ.

В ст. 32, ч. 2 указано, что собственнику или уполномоченному им органу запрещается перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья. Кроме случаев (ст. 33, ч. 2) ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемии и т.п., сроком до одного месяца, если данная деятельность не противопоказана работнику по состоянию здоровья, с оплатой не ниже среднего заработка на предыдущей работе.

Важно отметить, что законодательство Украины не предусматривает обязательного ВИЧ-скрининга, как ни одной из категорий претендентов на работу (в случае проведения обязательных профилактических медицинских осмотров при поступлении на работу), так и ни одной из категорий работающих (в случае проведения обязательных профилактических медицинских осмотров работников, которые должны проходить такие периодические осмотры), так как данное требование отсутствует в Законе Украины «О защите населения от инфекционных болезней» и в Законе Украины «О предотвращении заболевания СНІД и социальной защите населения», а также в ряде подзаконных актов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 23.07.2002 г. № 280.

Следовательно, наличие ВИЧ-инфекции не может быть основанием для отказа человеку в принятии на работу или основанием для его увольнения с работы.

Законодательство Украины требует осуществления универсальных мероприятий по контролю за инфекцией, включая профессиональную подготовку и обеспечение соответствующим оснащением во всех условиях, в том числе при работе с кровью и другими биологическими материалами.







Также в разделе: Права человека и ВИЧ-инфекция:
  » Категории медицинских работников, которые подлежат обязательному страхованию на случай инфицирования ВИЧ
  » Об уголовной ответственности в случае заражения ВИЧ другого лица
  » Кому могут, а кому не могут сообщить о результатах анализа на ВИЧ?
  » Законодательство Украины и проблема обеспечения равенства правового состояния детей в контексте ВИЧ/СПИДа
  » Правила въезда в Украину для иностранных граждан в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа
  » Постановление Кабинета Министров Украины от 18.12.1998 года № 2026
  » Право ВИЧ-инфицированных на получение медицинской помощи в Украине
  » Об уголовной ответственности в случае разглашения сведений о проведении медицинского осмотра для выявления заражения ВИЧ-инфекцией
  » 10 причин, почему права человека должны занимать центральное место в глобальной борьбе со СПИДом
  » Правила медицинского осмотра с целью выявления ВИЧ-инфекции, учета ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом и медицинского наблюдения за ними