Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Возможности вакцинации против гриппа пациентов группы риска

М. П. Костинов, доктор медицинских наук, профессор, Т. А. Костинова, Т. А. Золотарева

НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН, Москва

Менталитет соотечественников, «привитый» в былые годы, отодвинул на задний план заботу о собственном здоровье. В течение жизни у человека появляется масса заболеваний, которые не только препятствуют нормальной жизни, но и ускоряют процесс старения. Хронические заболевания и старость, как бы дополняя друг друга, приводят к истощению функций всех органов и систем, и особенно защитного барьера, препятствующего проникновению различных вирусных и бактериальных инфекций.

Как известно, благоприятным сезоном для распространения интеркуррентных заболеваний является осенне-весеннее время с наивысшим пиком в пору эпидемии гриппа. В период крупных эпидемий гриппа отмечается двух-пятикратное нарастание частоты госпитализаций, этот показатель достигает 200-1000 случаев на 100 тыс. среди пациентов старше 65 лет [6]. Необходимость госпитализации в этой возрастной группе объясняется развитием тяжелых постгриппозных осложнений. Летальность вследствие гриппа достигала 800 случаев на 100 тыс. населения [4, 5], что объясняется не только самим гриппом и пневмониями, но и обострением сопутствующих хронических заболеваний.

В большинстве стран Европы приняты государственные программы иммунизации против гриппа. Так, в 24 европейских странах действуют программы иммунизации против гриппа для определенных групп риска.

В развитых странах в 100% случаев к группе риска, подлежащей иммунизации, относятся взрослые и дети, страдающие хроническими заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой систем [10], пожилые люди 65 лет и старше. В 22 из 24 стран, принявших программы иммунизации против гриппа, пожилые люди вакцинируются обязательно.

Отмечена хорошая переносимость вакцинации против гриппа у пожилых людей: среди них повышение температуры тела выявлено в 1% случаев, что не отличается от температурной реакции здоровых взрослых [8]. Защитный уровень антител спустя четыре недели после вакцинации против гриппа обнаружен в 82-89% случаев, что незначительно уступает показателям, полученным при исследовании молодых и людей среднего возраста (соответственно) 94,8-98,8% случаев [1, 2].

Пациенты с заболеваниями бронхолегочной системы являются самыми уязвимыми при интеркуррентных инфекцях, так как развиваются тяжелые осложнения — пневмонии, нередко завершающиеся летально. По данным ряда авторов, вакцинация против гриппа у 152 взрослых пациентов привела к нарастанию титров антител к различным штаммам более чем в четыре раза без развития побочных реакций. А самым благоприятным фактором является тот, что эти пациенты не переболели гриппом [7]. По мнению этих же авторов, кроме вакцинации против гриппа больные с хроническими заболеваниями легких нуждаются и в проведении противопневмококковой вакцинации. Исследования подтверждают, что пневмококковая полисахаридная вакцина Pneumo-23, хорошо переносимая больными, приводит к нарастанию защитных титров антител более чем в два раза. К тому же противогриппозная и полисахаридная противопневмококковая вакцины безопасны при сочетанном их применении. Необходимость сочетания таких вакцин подтверждается частой регистрацией пневмококковой инфекции, особенно в пожилом возрасте, развитием устойчивых штаммов пневмококков и высокой смертностью от этой инфекции.

Бронхопульмональная дисплазия у детей также служит показанием для проведения вакцинации против гриппа. Возраст исследуемых детей варьировал от 8 до 21 месяца. Причем 6 детей недавно перенесли острое респираторное заболевание, а 4 из 6 имели рецидивирующий бронхит [9]. С учетом возраста дети получали двукратную вакцинацию против гриппа с использованием сплит-вакцины. Титры АТ исследовались до и после вакцинации. Ни в одном случае не было зарегистрировано побочных реакций. Обнаружено значительное нарастание среднего геометрического титра антител ко всем компонентам-штаммам вакцины против гриппа, причем этот показатель выше, чем у взрослых пациентов.

Конечно, анализируя переносимость вакцинации против гриппа у детей с хронической легочной патологией, нельзя не остановиться и на больных с бронхиальной астмой. По рекомендации ВОЗ, эти пациенты должны вакцинироваться против гриппа ежегодно. Единственное противопоказание для них, как и для других детей с различными аллергическими заболеваниями, это наличие в анамнезе тяжелых аллергических реакций на белок куриного яйца. Как показали исследования, вакцинация против гриппа не вызывала ухудшения состояния пациентов с бронхиальной астмой, в том числе показателей функций внешнего дыхания [4]. В процессе вакцинации больные не нуждались в дополнительном приеме лекарственных средств. Системная или ингаляционная стероидная терапия с учетом тяжести заболевания не привела к подавлению синтеза специфических антител к штаммам вируса гриппа. К тому же вакцинация таких детей даже в приступном периоде не спровоцировала заболевания и не сопровождалась развитием побочных реакций [4].

Мы исследовали группу детей и взрослых, страдающих бронхиальной астмой легкой, средней и среднетяжелой формы (более 60 человек) в период вакцинации против гриппа. Ухудшения основного заболевания выявить не удалось. Примечательно, что ОРВИ такие пациенты в течение года болели намного реже, чем раньше. Это позволило повысить эффективность лечения основного заболевания, в том числе завершить курс специфической терапии с причинно-значимыми аллергенами. С другой стороны, вакцинация против гриппа стала сознательным профилактическим мероприятием для больных в последующие годы.

Хотя группа лиц, часто болеющих ОРВИ, и не относится к группе больных с хронической патологией бронхолегочного аппарата, их тоже нельзя упускать из виду, поскольку именно рецидивирующие вирусные инфекции в последующем способствуют развитию хронического патологического очага в респираторном тракте. Как показали предварительные исследования, вакцинация против гриппа привела не только к предупреждению данной инфекции у привитых, но и к снижению частоты присоединения в холодный период года других ОРВИ примерно на 20% случаев.

Вероятно, это связано с наличием перекрестных реакций между антигенами вируса гриппа, входящими в состав вакцины, и других циркулирующих респираторных вирусов, хотя не исключено и иммуномодулирующее действие вакцинного препарата.

Таким образом, вакцинацию против гриппа следует рассматривать не только как профилактическое мероприятие для предупреждения этой инфекции, но и как фактор, улучшающий качество жизни у пациентов с хроническими заболеваниями.

Литература

  1. Бурцева Е. И. и др. Опыт вакцинопрофилактики гриппа у лиц пожилого возраста. Реактогенность и иммуногенность инактивированных гриппозных вакцин // ЖМЭИ. 2000. № 5.
  2. Горбунов М. А. и др. Результаты оценки реактогенности и иммуногенной активности очищенной инактивированной вакцины для профилактики гриппа «Ваксигрип» (фирмы «Пастер Мерье Коннот») // Вакцинопрофилактика гриппа (2-е изд.). 1998. С. 27-33.
  3. ACIP MMWR Update on adult immunization Recommendations and reports. 1991; 40: RR 12:336.
  4. Eldin H. Ahmed, Kari G. Nicholson, Victoria S. Hammersley and Julie Kent. Influenza vaccination in patients with asthma: effect on peak expiratory flow, asthma symptoms and use o medication // Vaccine. 1998. V. 15. P. 1008-1009.
  5. Barker W. H. et. al. Pneumonia and influenza deaths during epidemics — Implications fo prvention // Arch. Inter. Med. 1982. 142:85-9.
  6. Center for disease contol. Prevention and control of influenza // Recommendations of the ACIP Morbidity and mortality weekly report. 2000. 49:1-38.
  7. Fletcher T. J., Tunnicliffe W. S., Hammond K. et. al. Simultaneous immunisation with influenza vaccine and pneumoccal polysccaride vaccine in patients with chronic respiratori disease // B. M. J. 1997. V. 314. P. 1663-1665.
  8. Honkanen P. O. et. al. Reactions following administration of influenza vaccine alone or with pneumoococcal vaccine to the elderly // Arch. Intern. med. 1996; 156:205-8.
  9. Influenza Immynization for Children with bronchopulmanary Dysplasia in Poland // The Pediatria Infectious Diseases Journal. 1997. V. 16. P. 538-539.
  10. Karl G. Nicholson, Rene Snacken and Abraham M. Palache. Influenza immunization policies in Europe and the United States // Vaccine. 1995. V. 13. P. 365-368.
  11. Статья опубликована в журнале Лечащий Врач



undefined

Наиболее просматриваемые статьи: